Что такое адаптация?
Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1.Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2.Адаптпация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3.Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4.Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фаза адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2.Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).
3.Фазв компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Игровое упражнение «Продолжите фразу»
Педагогам предлагается продолжить 2 фразы сточки зрения ребенка, воспитателя, родителя.
«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша,- это…»
«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно …»
После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.
Игровая деятельность
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Основная задача игр в этот период – Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное отношение возникает на основе совместной действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступают взрослые. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д. (см. Приложение )
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
Игровые упражнения «Подберите игру по темпераменту»
Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, Галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком - для меланхоликов, точечкой для холериков».
1.Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).
2.Подыижные игры.
3.Игра в мяч.
4.Раскрашивание картинок.
5.Веселые подвижные игры.
6.Танцы под веселую музыку.
7.Хороводы.
8.Игры с водой и песком.
9.Игры-эксперементы.
10.Пазлы.
11.Игры с кеглями.
12.Конструкторы.
13.Мозаика.
14.Лепка.
15.Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
16.Эксперементирование с красками.
17.Ритмичные танцы.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжках, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Первые встречи воспитателя с родителями и малышом.
Встреча воспитателей с родителями
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи-расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографии, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснит у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т. п.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие-огорчают.
Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомиться ребенка с детским садом. Предлагают с ребенком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная комната, игровая, спальня, туалет).
Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Встреча с малышом
Много времени и сил этот период педагогу придется уделять формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети, которые сами дома ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребенка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нем, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребенок будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет.
Не следует проявлять воспитательскую настойчивость и родителям -пусть они помогут малышу в том, о чем он просит. Однако тех детей, которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо и настойчиво учить, одновременно помогая им. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его не для того, чтобы он не докучал вам своими просьбами, а для того, чтобы он все умел делать сам, как большой. Поэтому-то обучение должно всегда сочетаться с помощью. Каждое прикосновение рук педагога должно быть приятно ребенку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. Желательно постоянно разговаривать с детьми. Если в игровом уголке ребенок сам выбирает любой предмет для исследования и взрослые не вмешиваются в его выбор, то с предметами «личной собственности» необходимо каждого ребенка готовить специально.
Для молодых или только начинающих специалистов предлагаются некоторые методические приемы и средства.
«Домик для твоей одежды»
При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и родителями обходит раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, проходят вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, - говорит воспитатель, - маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки (то есть учитывается сезон года). Они приходят сюда вместе с ребятами. Посмотри.» Воспитатель стучит в шкафчик и спрашивает разрешение открыть его, затем шкафчик открывают, в нем висит детская одежда. «Знаете,- обращается воспитатель к родителю и малышу, - сегодня здесь проехала маленькая машина (пробежала куколка, проскакал заяц…). Давай поищем ее (обращается к ребенку). По-моему, она спряталась в какой-то шкафчик»
Воспитатель, родитель и малыш открывают 2 – 3 шкафчика, а в 3-4 находят игрушку. Эту игрушку заранее по просьбе воспитателя родители приносят из дома. Воспитатель берет игрушку в руки и разговаривает с нею: «Какая ты красивая, машинка, (…). Откуда ты к нам приехала (прискакала…)? Из (имя) дома. А почему ты приехала сюда?.. Ты узнала, что (имя) идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось приехать сюда. А почему ты спряталась в этом шкафчике?.. Ты заранее выбрала этот красивый шкафчик с (название эмблемы шкафчика) для (имя)… Конечно, машинка, иди сюда, (имя) будет складывать вешать на крючок свою одежду».
Далее воспитатель предлагает ребенку и его родителю раздеться и пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться и, если он отказывается, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в свой шкафчик хоть какой – нибудь предмет своей одежды (шапочку, курточку, обувь…).
«Кроватка ждет тебя, малыш!»
Прежде чем показать ребенку его кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Для начала педагог выясняет, с чем и как любит засыпать ребенок дома (выясняет ритуал укладывания: помогает ли ему песенка и какая, приговаривают ли что-то родители и что именно, засыпает ли малыш с любимой игрушкой…).
На отведенной для малыша кроватке разбирают постель: откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроваткой сажают мягкую игрушку (желательно, чтобы это был тот же персонаж, с которым ребенок засыпает дома). Теперь все готово!
Пригласите малыша с его родителями пройти в еще одну комнату группы. «Это спальня, - говорит воспитатель, - здесь живут кроватки, одеяла, подушки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Она его согреет и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к твоим щекам; одеяло накроет ручки, ножки, животик… и будет согревать их. Спи, малыш, засыпай!»
Воспитатель обращает внимание вошедших на разобранную постель: «Смотрите: эта кроватка ждет кого-то. И подушка приготовилась, и одеяло приветливо раскинулось.… А это кто? (Берет в руки игрушку.) Что ты здесь делаешь, машинка (зайка, мишка…)? Поспать захотела? А что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла: вы все ждете (имя), приглашает его к себе… (имя), смотри: постель и зайка ждут только тебя! (Имя), ты пройдешь к зайчику?.. Поспишь с ним в своей постельке?»
Обязательно попросите ребенка присесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить ему положить голову на подушку: «Удобно ли тебе, (имя)? А как приятно подушке! Как хорошо! Какие у (имя) ласковые ручки, теплые щечки!». При этом родитель малыша сидит рядом на стульчике.
В заключении воспитатель передает в руки малыша игрушку, предлагая ему уложить зайку в кроватку, укрыть одеялом. Говорит: «Спи, зайка! Засыпай! Скоро и (имя) придет к тебе в свою постельку.»
Что делать в «трудных» ситуациях?
Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания можно так:
˅ совместно с родителями предъявлять детям единые , обоснованные и понятные требования;
˅ учитывать возрастные особенности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребенку помощь в трудных для него ситуациях;
˅ терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой. Пить из чашки;
˅ показать детям собственный пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением.
Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность можно так:
˅ Рассказывать ребенку о его реальных и возможных достижениях («Смотри, зайка, как аккуратно умеет складывать вещи в шкафчик наша (имя). Ты можешь у нее поучиться»);
˅ отмечать и приветствовать даже минимальные успехи у детей;
˅ не критиковать результаты сделанного ребенком;
˅ никогда не осуждать ребенка как личность (« Ты плохой, жадина,…»);
˅ предоставлять детям полную самостоятельность во всем, что не опасно для их жизни и здоровья;
˅ поддерживать инициативу детей, поощрять у них умение ставить собственные цели, помогая реализовывать задуманное.
Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю можно так:
˅ с момента знакомства с детьми (в детском саду или у них дома), в процессе общения, в играх установить доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях;
˅ установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребенком, стараться перед дневным сном или уходом ребенка домой приласкать его;
˅ поддерживать и поощрять инициативу ребенка в общении с взрослыми (Общение-просьбы ребенка типа: «почитай…», «покажи…», «поиграй…», «дай…»);
˅ уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
˅ делать небольшие подарки, устраивать сюрпризы.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу можно так:
˅ вместе с остальными детьми приветствовать утром каждого приходящего ребенка (особенно новенького), а вечером прощаться;
˅ побуждать детей откликаться на боль, огорчение сверстника, жалеть;
˅средствами музыки способствовать возникновению у детей эмоциональных сходных состояний;
˅ установить для детей четкие правила взаимоотношений со сверстниками: нельзя бить и обижать друг друга, отнимать игрушки.
Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности можно так:
˅ создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта»;
˅ побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (разбор, вкладывание);
˅ систематически обыгрывать вместе с ребенком различные ситуации с игрушками и предметами;
˅ постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает, открывая ему новые стороны предметов короткими рассказами.