Один из главных вопросов, который волнует педагогов и родителей дошкольников, — готовы ли их дети к обучению в школе» При этом нередко особое внимание уделяется умению читать и писать. На самом деле гораздо важнее психологическая готовность ребенка к обучению, уровень которой можно определить с помощью комплекса заданий»
Лабиринт
Для определения психологической готовности детей к школе родители и педагоги могут воспользоваться несложными заданиями, которые позволят им определить трудности в развитии произвольности общения детей с окружающими, пути и методы их коррекции.
Задание: провести по игровому полю самолеты и поставить их в ангар нужного цвета. Для организации игры потребуется макет или нарисованное изображение модели лабиринта (размером не менее 60X70 см). Если есть возможность, лучше сделать границы дорожек лабиринта объемными. Конфигурация лабиринта не имеет значения. Важно только, чтобы дети, двигая самолеты по дорожкам лабиринта, неизбежно сталкивались друг с другом (то есть дорожки лабиринта должны быть узкими, чтобы самолеты не могли разъехаться). В противоположных углах лабиринта расположены два ангара с несколькими самолетами разного цвета, например красного и синего. Соответственно и ангары окрашиваются в красный и синий цвета. Перед началом игры взрослый ставит самолеты красного цвета в синий ангар, а синие — в красный. Затем двум детям предлагают провести самолеты по лабиринту так, чтобы все машины оказались в ангаре соответствующего цвета за определенное время (можно использовать песочные или механические часы, засекая время с по-мощью минутной стрелки). Это задание может быть успешно выполнено лишь в том случае, если ребенок сумеет согласовать свои действия с действиями партнера и при этом сохранит устойчивое отношение к нему как к противнику по игре.
Начиная игру, взрослый объясняет задание каждому ребенку отдельно: «Вот перед тобой дорога, а вот ангар. Посмотри, в ангаре стоят самолеты не твоего цвета, и твои оказались в чужом. Проведи свои самолеты по лабиринту и поставь их в свой ангар, но помни, что это надо сделать, прежде чем высыплется весь песок из верхней части часов. Во время игры запрещается брать самолеты товарища, переносить их через дорожки лабиринта».
«Лабиринт».
Наблюдения за игрой детей разных возрастных групп позволили психологам определить шесть уровней развития общения ребенка со сверстниками.
Первый уровень
Первый уровень не может быть охарактеризован как сотрудничество. Дети не обращают внимания на партнеров, никак не согласовывают свои действия с ними. Все их внимание направлено на самолеты. Они возят игрушки, гудят, сталкиваются с другими самолетами, нарушают правила игры и не пытаются достичь цели: поставить самолет в ангар соответствующего цвета. Эти ребята не принимают подсказок взрослого, например: «Пусть сначала Вася проведет самолет в ангар, а потом ты». Они не огорчаются, если так и не сумели поставить свой самолет в ангар нужного цвета. Как правило, игра заканчивается тогда, когда взрослый прерывает ее, говоря, что время, отведенное на выполнение задания, уже закончилось. В процессе игры дети, находящиеся на данном уровне развития, никак не общаются друг с другом.
Второй уровень
Второй уровень сотрудничества довольно близок к первому. Дети уже видят, замечают действия партнеров, однако воспринимают их только как образец для некритичного, слепого подражания. Они уже не просто играют в самолеты, но пытаются как-то ре¬шить поставленную перед ними задачу. У детей этой группы часто наблюдаются скованность движений, некоторая зажатость и неуверенность в себе. Они обращают внимание на подсказки взрослого, однако не могут эффективно их использовать. В их игре нет ни предвосхищения результатов своих действий, ни поиска общих способов решения задачи. Нередко дошкольники соскальзывают на более низкий уровень взаимодействия, увлекаясь бесцельным вождением самолетов по лабиринту и просто играя с ними. В отличие от детей, отнесенных к предыдущему уровню развития общения, дети этой группы эпизодически обращаются к партнерам, спрашивают: «А как дальше? Куда ты сейчас собираешься ехать?»
Третий уровень
Третий уровень развития сотрудничества у дошкольников отличается от двух предыдущих тем, что у детей впервые возникает настоящее взаимодействие между партнера¬ми. Однако это взаимодействие носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. В каждой конкретной ситуации ребята пытаются договариваться и согласовывать свои действия, в отношении же поисков общего способа решения задачи они еще беспомощны и неоднократно повторяют одни и те же ошибки. Однако именно у детей этой группы впервые возникают эпизодическое планирование действий и ситуативное предвосхищение их результатов. Дети, отнесенные к этому уровню, принимают подсказки взрослого, однако используют их лишь в конкретной ситуации. Они довольно активно общаются между собой. Часто во время игры можно слышать такие реплики: «Давай, я, поеду, а потом ты!», «Подожди, не ставь свой самолет в ангар, дай мне выехать».
Четвертый уровень
Четвертый уровень развития сотрудничества характеризуется тем, что дети впервые начинают воспринимать ситуацию решения задачи в целом. У детей, достигших этого уровня, устанавливаются определенные отношения с партнерами, сохраняющиеся в течение всего выполнения задания: дети относятся к ним как к противникам в игре, понимают, что у них противоположные позиции и интересы. Игра в этой группе приобретает характер соревнования. Ребенок внимательно следит за действиями партнера, соотносит с ним свои действия, планирует последовательность и предвосхищает результаты действий, наводящие замечания взрослого воспринимает как подсказку определенного способа решения сложившейся задачи. Однако дети и этой группы довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Этот уровень развития сотрудничества психологи условно назвали «кооперативно-соревновательным»: ребенок. Систематически согласовывает свои действия с партнером и вместе с тем сохраняет устойчивое отношение к нему как к противнику в игре. Обращение детей друг к другу напоминает обычное общение во время игры по правилам, построенным по принципу «кто первый». Высказывания обычно носят характер оценки своего положения и положения партнера. Например: «У меня уже два самолета в ангаре, а у тебя один».
Пятый уровень
Пятый уровень характеризуется тем, что в поведении детей возни¬кают подлинное сотрудничество и партнерство в решении общей задачи. На этом уровне уже нет соревновательных отношений между детьми, они подсказывают друг другу, как действовать в той или иной ситуации, сопереживают успехам и неудачам партнеров. У детей обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов не только собственных действий, но и действий партнеров. Однако планировать их ребята могут лишь в каждой конкретной предметной ситуации, они не повторяют грубых ошибок, но и не пытаются заранее избежать тупиковых ситуаций на дорожках лабиринта. Подсказки взрослого воспринимают адекватно, одна¬ко использование советов также является ситуативным. Дети активно сопереживают партнерам, часто обращаются друг к другу: «Смотри, как я веду самолет. Делай как я. Видишь, у меня уже два самолета в ангаре».
Шестой уровень
Шестой уровень сотрудничества наиболее высокий. Дети, достигшие его, с самого начала относятся к задаче, стоящей перед обоими партнерами в игре, как совместной, общей. Сразу, еще не дотрагиваясь до игрушек, они начинают совместно искать способ решения задачи, составляют общий план действий. На этом уровне сотрудничества дети уже не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого они, как правило, не нуждаются. Общение детей носит свернутый характер. Обычно кто-либо из них говорит: «Давай сначала отведем твои самолеты, а потом мои», — а затем они вместе обсуждают конкретные способы проведения самолетов. Наблюдения за общением и сотрудничеством детей со сверстниками с точки зрения проблемы подготовки их к школе показывают, что для высокой психологической готовности к школьному обучению ребенку необходимо обладать уровнем общения со сверстниками не ниже четвертого.
Три шашки
Необходимо подготовить рабочее поле, которое представляет собой как бы часть шахматной доски — квадрат три на три клетки; полоску картона или палочку, равную по длине трем клеткам, а также три шашки. В начале игры взрослый объясняет ребенку: «Вот часть шашечной доски. Эти шашки можно ставить на любые три клетки. А еще у меня есть вот такая палочка (полоска бумаги). Я могу положить ее сразу на какие-либо три клетки нашей доски - вот так, так или так. (Взрослый показывает возможные варианты вертикального или горизонтального расположения палочки на доске.) По¬ставь, пожалуйста, шашки на доске так, чтобы нельзя было положить палочку сразу на три пустые клетки доски - на шашку палочку класть нельзя». После выполнения ребенком задания взрослый с помощью палочки наглядно проверяет правильность; в случае неверного решения просит поду¬мать над задачей еще раз. По результатам выполнения этого задания всех детей можно отнести к одному из трех уровней развития произвольности.
Первый уровень
Дети с заданием не справляются. Они быстро и беспорядочно рас¬полагают шашки на доске и тут же предъявляют их взрослому, утверждая, что решили задачу. Когда взрослый показывает, что их решение неверно, они быстро переставляют шашки. По поведению этих детей видно, что они не в состоянии учитывать в своих действиях позицию взрослого, проверяющего правильность этих действий.
Второй уровень
Дети с заданием не справляются, однако в отличие от детей первой группы пытаются учитывать позицию взрослого. Это выражается как в том, что они выполняют задание в течение более длительного времени, так и в том, что многие из них берут в руки по¬лоску бумаги и самостоятельно проверяют правильность решения, перед тем как показать его взрослому.
Третий уровень
Дети, как правило, быстро находят верное решение. Они учитывают позицию взрослого и пытаются с самого начала исходить из нее. Это проявляется в том, что они сразу пытаются решить задачу с
помощью полоски бумаги, то есть с самого начала ищут общий способ решения, а не манипулируют с шашками, перебирая различные комбинации, как это делают дети двух других групп.
Важно отметить, что эта игра не может использоваться как диагностическая с теми ребятами старшего дошкольного возраста, которые уже умеют играть в шашки.
Прямые задачи
1. В гараже стояло две машины. Водитель поставил еще три. Сколько стало машин в гараже?
2. Около школы росло шесть кустов. Три пересадили в другое место. Сколько кустарников оста¬лось около школы?
3. У мальчика было четыре груши. Ему подарили еще три. Сколько стало груш у мальчика?
Считается, что ребенок справляется с заданием, если он решил не менее двух из трех задач, как прямых, так и косвенных.
Косвенные задачи
1. В гараже стояли машины. Водители поставили в гараж еще две машины. Всего стало пять машин. Сколько вначале было машин в гараже?
2. Около школы росли кустарники. Три куста выкопали и пересадили в другое место. Осталось четыре куста. Сколько кустов было сначала около школы?
3. У мальчика были груши. Когда ему подарили еще три груши, у него стало шесть груш. Сколько груш было вначале у мальчика?
Наблюдения за особенностями поведения детей позволяют отнести их к одному из трех уровней развития произвольности.
Первый уровень
Дети с заданием не справляются. Они воспринимают и решают косвенные задачи как прямые, ориентируясь на прямое значение глаголов «поставили», «вы¬копали», «подарили». Когда их просят объяснить свои действия, они обычно говорят, что «кусты выкопали, значит, нужно отнимать» и т. п.
Второй уровень
Дети не могут решить предложенные им косвенные задачи, однако в отличие от детей первой группы они хорошо понимают, что эти задачи отличаются от прямых и должны решаться как-то по-другому. При этом характерной особенностью поведения детей данной группы является то, что после слов взрослого: «Около школы росли кустарники...» — они сразу же спрашивают: «Сколько?», то есть пытаются превратить косвенную задачу в прямую. Арифметические действия у этих детей носят беспорядочный и необоснованный характер, они бессмысленно манипулируют с входящими в условия задачи числами и часто называют одно из них в качестве ответа.
Третий уровень
Дети легко решают как прямые, так и косвенные задачи.
Выполнение детьми таких заданий и игр, как «Лабиринт», «Три шашки», решение прямых и косвенных задач позволяют определить уровень развития произвольности в общении ребенка со сверстниками, являющийся важным показателем психологической готовности детей к школе. Подан¬ному показателю психологически готовыми к школьному обучению оказываются дети, которых по результатам игры «Лабиринт» можно отнести к четвертому-шестому уровням, а по результатам игры «Три шашки» и задания «Косвенные задачи» — к третьему уровню развития произвольности в общении со сверстниками. Дети, отнесенные к третьему уровню развития произвольности в общении со сверстниками по результатам игры «Лабиринт» и ко второму уровню по игре «Три шашки» и заданию «Косвенные задачи», могут успешно обучаться в школе лишь при условии сформированное™ у них высокого уровня произвольности в общении с взрослыми. Дети, обнаружившие второй и первый уровни развития произвольности в общении со сверстниками в играх «Три шашки» и задании «Косвенные задачи», даже при высоком уровне произвольности общения с взрослыми будут испытывать значительные трудности в учебной деятельности. Необходимо проведение с ними специальной работы по формированию надлежащего уровня развития произвольности в общении со сверстниками.